Портал благотворительной
и социальной деятельности в оказании паллиативной медицинской помощи в Липецкой области

Телефон Центра
8 903 032-00-09
Горячая линия
8 800 222-76-09
Руководитель:
8 903 031-03-03

Почему человек болеет?

Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. (Пс. 114, 3).
Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших.

Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную?
Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается… Что наши дни исчезают как тень, что наше тело сохнет подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них: так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Болезнь самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль. Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Слово о болезни и страдании митрополита Антония Сурожского

pop

Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не дает возможности глядеть в будущее с открытостью, с надеждой. Если бы все было совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты, которую мы можем получить в Боге!

И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах. Во-первых, в том, о чем я только что сказал, — помочь осознать: меня Бог сейчас освобождает от плена, дает мне возможность не привязываться к жизни, которая так мучительна, болезненна, дает мне возможность глядеть по другую сторону, — в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха, где распахнется дверь и я окажусь перед лицом Самого Спасителя Христа, Который Сам через все это прошел. Ведь Христос Своей доброй волей вошел в жизнь, где царствует смерть, и страдание, и потеря Бога, – и путем нашей смерти, как бы взяв на Себя всю нашу человеческую природу и смертность, вернулся в область Божественной вечности; это единственный путь, который нас высвобождает от всего того, что нас делает пленниками, рабами.

А второе (и это, мне кажется, очень важно): когда мы тяжело болеем или идем к смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек болеет душой о том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить. Он не стал обузой. Он дал каким-то людям счастье, возможность проявить свою любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период жизни — в вечность. Болящих надо убедить, что пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою благодарность. Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья — нас долюбитъ до конца. Это не обязательно наши родные; это всякий человек, который отзывается на нас.

Я думаю, что если тот, кто заботится об умирающем, мог бы воспринимать происходящее с ним, просто сидеть рядом с ним и не вносить ничего самому, а только быть самому прозрачным, безмолвным, как можно более глубоким, то, вероятно, он увидел бы, как этот человек сначала слеп к вечности, как бы закрыт от вечности своей плотью, своей телесностью, своей человечностью. Постепенно все это делается более прозрачно, и умирающий начинает видеть другой мир. Сначала, думаю, темный мир, а затем вдруг свет вечности. Я это однажды пережил, меня просили сидеть с одной старушкой, пока она умирает. Было так явственно, что сначала она отчалила от временной, телесной, общественной жизни (она очень была погружена в земную жизнь; ей было 98 лет, и она из глубин своей постели занималась своими коммерческими предприятиями). А потом постепенно это отошло, и вдруг она увидела темный мир, бесовский мир… И в этот мир вошел свет Божий — и весь этот бесовский мир разлетелся, и она вошла в вечность Я этого не могу забыть; я тогда был молод, был студентом медицинского факультета первого или второго курса, и это у меня осталось.

Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того, что они дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь, которая им дается, — это очень важно — могут с ними сидеть в момент, когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним, ведь это время – время перехода.

——————————————————————————-

(Текст в редакции Е. Майданович с аудиозаписи, 8 июня 2000).
Слово к добровольцам и сотрудникам Первого Московского хосписа.
Источник: http://www.hospice.ru/?/nid=10

О болезнях. Митрополит Антоний Сурожский

Мне хочется затронуть вопрос о болезнях – телесных… Как Церковь относится к болезни, как отдельный верующий должен относиться к своей болезни и к болезни близких людей? Большей частью к собственной болезни легче относиться спокойно и мужественно, чем к болезни дорогого человека, когда он страдает почти невыносимо и идет к своей смерти.

С точки зрения православной веры болезнь, так же как и смерть, это результат первичного отпадения человека от Бога.

Бог является гармонией, Бог является жизнью, в Нем – полнота всего. Человек потерял жизнеспособность постольку, поскольку отпал от Бога, и оставшаяся пустота заполнилась смертностью и возможностью болеть. Как правило, это относится ко всем нам. Но перед нами может встать другой вопрос: ладно, мы, грешники, болеем, это результат нашего состояния, того, что мы не полностью соединены с Богом или во всяком случае не полностью к Нему устремлены.

Но почему болеют святые? Почему они, как бы вкрапленные в Божию благодать, могут болеть?.. Тут другой момент, тот же самый момент, который является перед нами в страшные минуты распятия Христа и Его смерти. Святой несет на себе крест всей земли, святой – это человек, который вместе со Христом несет на себе последствия человеческого греха.

Я вспоминаю сейчас одного валаамца. Он был послушником в течение пятидесяти лет, на работах потерял ногу, был уже стариком, когда его встретил отец Афанасий, посетивший тогда Валаам в поисках духовной жизни. Он спросил этого старика: “Скажи, почему ты, после пятидесяти лет, не принимаешь пострига, остаешься послушником?” И тот ответил: “Я не готов. Я не научился сострадать и плакать плачем всея земли”. Вот почему и святой может болеть, может страдать: потому что умеет сострадать, разделять страдание и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всей земли.

Но когда мы говорим о болезнях, мы говорим, конечно, большей частью о таких людях, каковы мы сами. И что же нам делать? Люди “благочестивые” часто мне говорят: “Зачем мне идти к врачу? Я могу пойти и попросить священника помолиться, или могу попросить, чтобы меня помазали святым елеем”. Да, можешь; но почему это делать, когда Бог нам дал другие средства, более доступные, более простые, и которые не требуют от тебя той цельной, глубокой веры, какой требует обращение к таинствам и к действиям Церкви?.. Это слова святого Серафима Саровского. Он говорил одному своему собеседнику: “Лечись, потому что Бог создал и лекарства, и врача, и в его руках твое выздоровление”. Тут он повторяет то, что можно прочесть в 38-й главе книги Сираха: что Бог действительно создал и лекарство, и врача, и дал ему власть порой исцелять…

Раньше чем идти к врачу, и в течение всего времени, которое ты употребишь, чтобы быть исцеленным естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения, потому что болезнь связана, с одной стороны, со всеобщей судьбой человека, с его ослаблением, с тем, что мы смертны и подвержены страданию и болезни; но также связана с тем состоянием души, которое в нас качествует…

Как только человек заболевает, он должен войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос, насколько он далек от Бога, какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе, в какой мере он оскверняет или уродует образ Божий, который заложен в нем; и вместе с тем смиренно, не надеясь, что силами своего чудесного покаяния он может победить телесную болезнь, идти к врачу и принимать от него лечение. Это очень, очень важный момент.

Источник: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_274_1/topic_692/

ИСЦЕЛЕНИЕ – милость Господня

pop2

Священник отец Сергий (Сергей Владимирович Филимонов) – настоятель православного больничного прихода Святого великомученика и целителя Пантелеимона-на-Ручье и, одновременно, практикующий врач, кандидат медицинских наук. Отец Сергий является председателем Общества Православных врачей Санкт-Петербурга, автором ряда книг, среди которых «Православный взгляд на онкологию», автором-составителем книги «Православная Церковь и современная медицина». С отцом Сергием беседует журналист Елена Егорова.

Отец Сергий, как можно разделить и классифицировать все существующие заболевания и какие болезни непременно должны лечиться под покровом церкви?

Болезни бывают телесные, душевные (психические) и духовные. Телесные болезни – это такие, при которых страдает тело, нарушается нормальное функционирование органов и систем организма. При душевных заболеваниях страдает психика человека и его поведение не укладывается в рамки общепринятого поведения. Особый род болезней представляют собой болезни духовные, при которых страдает и дух человека, и его душа, а нередко и тело.

Мы все часто упоминаем слово «душа», однако всегда ли мы его правильно понимаем?
Что же такое – душа?

В сознании людей нередко человек ошибочно уподобляется сосуду с несмешивающимися жидкостями, где тело и душа, подобно несмешивающимся жидкостям, существуют раздельно, изолированно. Однако душа обозначает всего человека, а не является его частью. Душа не обитает в теле, а выражается телом, которое, в свою очередь, как и плоть, обозначает всего живого человека. Несомненно, что душа нуждается в теле, а тело – в душе. Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира – материальный и духовный; именно поэтому процесс их разделения, или смерти, так страшит человека. Душевными заболеваниями занимается психиатрия. Однако в области психотерапии наиболее плодотворным оказывается сочетание пастырской и медицинской помощи душевнобольным, безусловно, при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом. Такой больной также нуждается в нашем сострадании и помощи. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. В особых случаях лечение душевнобольных требует как изоляции, так и других форм принуждения, но всегда следует исходить из принципа возможно меньшего ограничения свободы пациента.

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о духовных заболеваниях.

При духовных заболеваниях, как я уже говорил, в первую очередь страдает дух человека. Что такое дух? Четкое определение дать сложно, и у святых отцов есть очень много определений этого понятия. С моей точки зрения, чрезвычайно удачно краткое определение Григория Богослова, согласно которому дух есть душа, обогащенная Божественной благодатью, несущая в себе частицу Божества. Человек, живущий по-христиански, в соответствии со святыми Божьими заповедями, имеет добрый (здоровый) дух, а злой (поврежденный, нездоровый ) дух — у человека, совершающего грехи, живущего греховной жизнью. Таким образом, духовными болезнями являются грехи, страсти и пороки, отделяющие нас от Бога. Например, гордость, тщеславие, лень, печаль, гневливость, чревоугодие, блудная страсть. Вследствие повреждения здорового духа душа становится одержима нечистыми страстями, а тело через это наследует различные болезни. Лечением таких заболеваний не могут заниматься ни врач, ни психиатр – ведь очистить от грехов, наполняющих душу, может только священник во время совершения таинства покаяния, так как только ему дана от Бога на это особая власть и сила.

Все наши болезни – расплата за грехи?

Не всегда. Болезни могут иметь различный характер и, так сказать, различное назначение. Один вид болезней может являться для человека вразумлением, такие болезни подаются человеку для того, чтобы он перестал грешить. Другой – для предохранения его от еще не совершенного зла. А есть болезни, которые могут подаваться человеку праведному для испытания глубины и силы его веры и для принесения человеку венцов за терпение креста болезней, как это было, например, со святым праведным Иовом. Болезни могут посылаться и по четвертой причине – к славе Божией. Ведь на человеке, исцелившемся посредством святой молитвы, святого образа или святых мощей, восторжествует имя Божие. Бывает еще один вид болезней, эти болезни предназначены для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл. Они посылаются как средство очищения.

Почему в наши дни так много болеет молодежь?

Это связано с тем, что в современном мире умножился грех, появилось много разновидностей греха. Сейчас нередко в детском возрасте совершаются такие грехи, которые раньше совершали люди только во взрослом возрасте. Например, случается, что в 9 лет начинают колоться наркотиками, в 10-14 лет – жить половой жизнью.

Грех «помолодел» — и болезни «помолодели».

Да, это так и приводит к тому, что каждое последующее поколение рождается все более и более нездоровым, а грехи, совершенные и нераскаянные в одном поколении, переходят в следующие поколения.

Что следует делать человеку, если он заболел?

Следует прибегнуть к Богу с молитвой, попросить у Господа помощи, облегчения страдания. Потом просить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни и смог поставить правильный диагноз. И, конечно, следует прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазаться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону, и положиться всецело на Промысел Божий.

Иногда люди не идут к врачу, считая, что болезнь дал Бог, и, если Ему будет угодно, Бог ее и исцелит. Правы ли эти люди?

Нет, они поступают неправильно. Ведь Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей, распознавали болезни и находили пути их излечения. Поэтому больные люди, игнорирующие врачей, избегающие их, совершают грех против своего собственного здоровья.

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о целительной силе святой воды, освященного елея, артоса и святой просфоры.

Начну со святой воды. Если простой воде свойственно очищать телесные скверны и утолять жажду, то святой воде свойственно вместе с телом очищать душу, освящать, духовно орошать. У каждого верующего человека дома имеется святая вода – Богоявленская святая вода или святая вода малого освящения. Богоявленскую воду следует пить только натощак, причем в небольшом количестве – достаточно одной чайной ложки. Пейте ее утром с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Эта вода обладает огромной целительной силой – известно много случаев, когда даже несколько ее капель изменяли ход болезни, приводя в чувство тяжелобольных, находившихся в бессознательном состоянии. Однако следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией Благодати, и святая вода тем больше оказывает нам помощь, чем сильнее наша вера. При болях различной локализации, в том числе и при головных болях, хорошо приложить к больному месту компресс, смоченный Богоявленской водой, при бессоннице и мучительных тяжелых снах также можно выпить немного Богоявленской воды. Воду, освященную на малом водосвятии, можно пить в любое время, не обязательно натощак. Заболевшему человеку желательно пить ее в небольшом количестве перед едой, но можно добавлять и в питье, потребляемое после еды. Святой водой можно смачивать, больные места, кропиться самому и окроплять свои вещи, палату, больничную койку, пищу.

Елей – это оливковое масло, которое употребляют в Церкви?

Да, хотя это может быть и любое другое освященное растительное масло. Теперь подробнее о елее. Освященный елей обладает огромной исцеляющей мощью. Для больного особенно целителен елей, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться, его хорошо добавлять в пищу. Особенно большую исцеляющую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей Святых и от Чудотворных икон. Святыню в виде кусочка ватки или ткани, пропитанного елеем, можно прикладывать к больному месту. Когда ткань станет непригодной к употреблению, ее необходимо сжечь, а выбрасывать в мусор ее нельзя. Артос – хлеб, освященный в субботу первой недели после Пасхи; специально освящается для больных один раз в год. Потребляется во время болезни натощак после святой воды. В храме можно попросить артос у священнослужителей и получить его домой. Святая просфора – маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на литургии в церкви. Скорейшему выздоровлению после операции способствует ежедневное потребление артоса, святой просфоры и святой воды, а также помазание себя святым елеем от мощей Божиих угодников и от Чудотворных икон.

Какую помощь во время болезни может оказать крест и крестное знамение?

В больнице мы должны как можно чаще использовать крестное знамение в качестве всемощного оружия и защиты от вражеских поползновений: осенять крестом пищу, питие, лекарства, а также предметы обихода и свою постель. Вечером, перед сном, осените крестом палату на все четыре стороны света.

Отец Сергий, а как быть больному человеку, если ему ничто и никто не может помочь?

В этом случае следует стараться благодушно и терпеливо переносить болезнь и обязательно помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести.

—————————————————————

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Журнал «Народный лекарь» №1, 2003.
Источник: http://www.opvspb.ru/library/articles/112/